Статьи

Аннотации и полнотексты статей, тезисы конференций и результаты исследований по разделам возрастной психологии и другим отраслям психологической науки и практики

Название:
Тип статьи:
Рубрика:
Иностранная:
Сортировать:
Психологи: вредные игры выбирают родители
Автор:  Смирнова Е.О. 
Полки магазинов ломятся от кукол и самоделок, конструкторов и паззлов. Но детей куда больше интересуют игры на компьютерах. Мамы жалуются: у него полная комната игрушек, а он тянется к моему iPad! И сами не понимают: стоит хоть раз отвлечь малыша планшетником — и плюшевый медведь ему не интересен. Опасную ситуацию комментируют Missus.Ru эксперты.
Воспитательные меры: непослушного ребенка можно сдать в детдом или отправить в армию?
Можно ли применять силу в воспитании детей? Популярная пугалка, которую родители часто пускают в ход: «Не будешь слушаться - отдадим в детдом», для подростка из Ростова-на-Дону стала явью.
Эксперты одобряют запрет СМИ показывать пострадавших от насилия детей
Психиатров обещают вернуть в московские школы для детей с аутизмом
Автор:  Савченко И.А. 
Врачи-психиатры и другой медицинский персонал школы "Кашенкин луг" и школы на улице архитектора Власова в Москве сейчас оформляются в медицинские учреждения, но продолжат работать в этих школах с детьми с расстройствами аутистического спектра (РАС), заявил в понедельник РИА Новости руководитель центра психолого-медико-социального сопровождения детей и подростков при Московском государственном психолого-педагогическом университете (МГППУ) Игорь Савченко.
Секс - в школу?
Автор:  Дымова Т. 
Россия подписала Конвенцию Совета Европы о защите детей от сексуальной эксплуатации и сексуального насилия. И в школах вскоре могут ввести уроки полового воспитания. В России споры на эту тему идут не первый год: надо ли образовывать подростков или они и так всё знают «про это»? Комментирует Татьяна Дымова, психолог МГППУ, координатор образовательной программы профилактики рискованного сексуального поведения у подростков
Социальная ситуация развития современного подростка в контексте модели социально-психологической помощи в восстановительном подходе
Подростковая среда динамично меняется и в связи с этим представления, на которые опираются специалисты при организации своей работы, также нуждаются в обновлении. Статья написана по результатам исследования, авторы которого использовали метод фокусированного интервью, разработанный на основании многолетней практической деятельности в рамках восстановительного подхода. Сформулированы принципы организации практики социально-психологической помощи подросткам, опираясь на модель социально-психологической помощи в восстановительном подходе. Даны рекомендации для специалистов, работающих в сфере социально-психологической...
Телевизором по рождаемости
Новогодние праздники, которые дают массу возможностей наладить личную жизнь, не оправдывают ожиданий демографов и не влекут за собой беби-бума в сентябре - октябре. Во всяком случае в России это так, и рождаемость у нас остается одной из самых низких в мире. Ученые уверены: главная причина того, что праздники проходят для демографии страны даром, - телевизор. Патологическое пристрастие к телевидению встречается тем чаще, чем скучнее и монотоннее жизнь зрителей.
Ненужные дети. Почему Россия лидирует по подростковым суицидам
Автор:  Хломов К.Д. 
Новый проект "Помогая другим - помогаешь себе!"
Новый проект Регионального благотворительного общественного фонда по поддержке социально незащищенных категорий граждан, разработанный совместно с факультетом дистанционного обучения МГППУ. Авторы проекта предлагают новаторские технологии, направленные на интеграцию инвалидов. Знакомство с этими технологиями прошло в рамках обучающего семинара, организованного фондом. В его работе приняли участие представители общественных организаций инвалидов, молодые инвалиды и их родители, социальные работники.
Практики развития: взросление в современном мире
Автор:  Поливанова К.Н. 
Представлен психологический и социокультурный анализ современного детства. Показано, что в современных условиях институциональные формы взросления диверсифицируются, такие классические конструкты как «возраст» и «детство» подвергаются сомнению и часто оказываются невалидными для описания современной ситуации. Усиливаются процессы индивидуализации. При этом существенных изменений в уровне академических достижений и эмоциональной стабильности не происходит
Коррекция аутизма у детей требует системного подхода, заявил эксперт
Автор:  Никольская О.С. 
Система помощи детям с аутизмом должна быть обеспечена и формально и структурно, а не только благодаря отдельным людям, рассказала РИА Новости заведующая лабораторией содержания и методов обучения детей с эмоциональными нарушениями Института коррекционной педагогики РАО Ольга Никольская.
Воспитание в семье ребенка раннего возраста со сложным сенсорным или множественным нарушением
Автор:  Басилова Т.А. 
Структура образа: К 90-летию со дня рождения А. Н. Леонтьева
Автор:  Василюк Ф.Е. 
Концепция сознания А. Н. Леонтьева применена автором к психосемантической модели картины сознания. Эта картина определяется окружением человека, культурным и языковым контекстом и внутренним миром личности. Каждый из компонентов по-своему проявляется в образе, воздействует на его структуру. Каждый компонент обладает специфической сенсорной тканью. В статье приведены примеры из клинической практики, демонстрирующие психодиагностический и психотерапевтический потенциал данной модели.
Нейробиология системы внутреннего представления
Автор:  Левик Ю.С. 
На материале публикаций последних лет рассматривается роль системы внутреннего представления в организации двигательного поведения и сенсомоторного взаимодействия. Мозг не мог бы управлять сложными пространственно ориентированными движениями, затрагивающими большое число звеньев тела, если бы ЦНС не создавала внутреннее представление об управляемом объекте, его модель. Функции системы внутреннего представления обеспечивают такие чувства, как чувство нахождения внутри собственного тела, чувство контроля своих действий, ощущение границ между «я» и «не я», и принадлежности частей тела. Внутренняя...
Новое качество исследований в области профилактики алкоголизма
В обзоре материалов за 2011 г. представлены ключевые направления профилактики, ориентированной на предотвращение алкоголь-зависимого поведения и рисков алкоголизации образовательной среды. Сегодня можно считать доказанным, что снижение качества образования сопровождается своеобразным принципом поддержания студентами и преподавателями асоциально-ориентированного образа жизни: потребления алкоголя, наркотиков, занятий беспорядочным сексом и азартными играми. В этой ситуации университетское сообщество осваивает новую эффективную модель международного сотрудничества всех уровней образования в области...
Новое направление в психологии «Traffic Psychology»: зарубежный опыт, проблемы и перспективы развития
Автор:  Кочетова Т.В. 
В последние годы среди прикладных исследований в зарубежной психологии все чаще можно встретить работы, относящиеся к так называемому направлению «Traffic Psychology» («Психология дорожного движения»). Действительно, в контексте последних социально-экономических преобразований общества и весьма существенном росте влияния технических средств на поведение человека постоянно усиливается интерес к проблеме взаимодействия субъектов в социальной и «искусственно созданной» среде. Одной из предметных задач изучения такого взаимодействия, заслуживших пристальное внимание, стало обращение к проблемам дорожно-транспортной...
Социальные исследования детей и молодежи
В статье представлены результаты зарубежных исследований, посвященных некоторым социальным проблемам детей и молодежи. Сделан акцент на обзоре методологических инноваций в сфере изучения детства и юношества. Затрагиваются вопросы статуса детства и задачи, связанные с вовлеченностью этой возрастной группы в социальные исследования. Выделены публикации, в которых анализировались проблемы образования и безопасности образовательной среды. Отдельно рассмотрены исследования, в которых изучалось влияние социальных факторов на жизненную траекторию, также уделено достаточно внимания проблемам безопасности...
Актуальные проблемы практической психологии образования за рубежом
Рассматриваются вопросы научно-методического обеспечения деятельности психолога в образовательном учреждении, актуальные и для работы практического психолога образования в России. Представлены материалы по конкретным направлениям работы психолога, как развивающим (развитие автобиографической памяти), так и психокоррекционным (причины и формы работы при школьной фобии, проявлениях буллинга, лживости и др.). Обсуждаются этические проблемы работы психолога с семьей, в частности, при детско-родительских конфликтах.
Дистанционное обучение одаренных детей в США
Автор:  Рогожкина И.Б. 
Дистанционное обучение, позволяющее реализовать основные принципы современного образования: «обучение для всех» и «обучение в течение всей жизни», — становится все более востребованным и популярным. Возможность получения образования в удаленных от крупных учебных центров регионах, доступ к современным базам данных, научным библиотекам и учебным материалам высокого качества, возможность заниматься в удобное время в оптимальном темпе — все это делает дистанционное обучение одной из наиболее эффективных форм работы с одаренными детьми. Система дистанционного обучения в Соединенных Штатах Америки,...
Подходы к пониманию игры в современной западной психологии
В статье представлены определения игры и подходы к ее пониманию. На материале зарубежных статей рассматриваются различные критерии игры, а также походы к ее анализу: когнитивный, нарративный, социо-эволюционный и др. Специально обсуждаются терминологические и содержательные трудности в поиске критериев игры и ее определения.